Вправе ли организация обратиться в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков

Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером А. Судебным актом арбитражного суда удовлетворены исковые требования организации об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере рыночной, решение вступило в законную силу 12.05.2014. Организация до вступления в силу решения суда разделила земельный участок А на три участка с кадастровыми номерами А1, А2 и А3. 30.04.2014 земельным участкам с кадастровыми номерами А1, А2 и А3 присвоен статус «Учтенные», а земельному участку с кадастровым номером А — статус «Архивный». Вправе ли организация обратиться в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков А1, А2 и А3 в размере, равном удельному показателю кадастровой стоимости, установленной судом, земельного участка А, без представления суду отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков А1, А2 и А3 и экспертных заключений?
Ответ: Поскольку земельный участок с кадастровым номером А получил статус «Архивный» до вступления в силу судебного акта, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка не могла быть внесена в государственный кадастр недвижимости, новый удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером А также не мог быть внесен в государственный кадастр недвижимости. Организация не вправе требовать установления удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами А1, А2 и А3 в размере, равном удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером А, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, установленной судебным актом.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, внесение в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «Внесенные», который изменяется на «Временные», «Учтенные», «Ранее учтенные», «Архивные» или «Аннулированные».
В отношении преобразуемых объектов недвижимости «Учтенный» либо «Ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «Архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. п. 7, 11 — 20, 25 — 30 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером А получил статус «архивный» до вступления в силу судебного акта, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка не могла быть внесена в государственный кадастр недвижимости, новый удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером А также не мог быть внесен в государственный кадастр недвижимости. Следовательно, организация не вправе требовать установления удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами А1, А2 и А3 в размере, равном удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером А, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, установленной судебным актом.
Указанный вывод подтверждается в судебной практике (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А27-22242/2012).
В силу ч. 8 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В ч. 11 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ приведен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости.
Поскольку, по существу, организацией заявлены исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков А1, А2 и А3 в размере, равном рыночной, организация вправе представить суду документы, указанные в ч. 11 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Н.Б.Тихонова
ООО «Эксперт-право»
16.07.2014

Posted in Наши риелторские услуги.