Имеет ли значение то, что в будущем предполагается продажа этого участка?

Вопрос: В собственности организации имеется земельный участок, вид разрешенного использования которого — для строительства дачных домов. Правильно ли мы полагаем, что земельный налог по такому участку необходимо уплачивать по ставке 0,3%? Имеет ли значение то, что в будущем предполагается продажа этого участка?
Ответ: В соответствии с абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговая ставка в размере не более 0,3% может применяться в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Термин «дачное хозяйство» используется в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Дачное хозяйство могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.
На основании ст. 81 ЗК РФ земельные участки для дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном названным Федеральным законом. Законодательством РФ не предусмотрено использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями.
Таким образом, при исчислении земельного налога коммерческой организацией в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» должна применяться налоговая ставка, установленная «для прочих земельных участков» в размере не более 1,5%.
Мнение о том, что в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для дачного строительства» ставка в размере 0,3% не применима, представлено в Письмах Минфина России от 04.12.2013 N 03-05-06-02/52781, от 11.02.2013 N 03-05-04-02/3224, от 04.07.2012 N 03-05-05-02/76 и др.
Неправомерность исчисления налога исходя из пониженной ставки подтверждена Определением ВАС РФ от 19.02.2014 № ВАС-1310/14 по делу № А41-49641/12. В нем, в частности, указано: применение пониженной ставки земельного налога, установленной абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона № 66-ФЗ признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Поскольку налогоплательщик к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, решение налогового органа о начислении недоимки соответствует закону. Такая же позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-15663/12 по делу № А41-42470/2011.
Следует заметить, что в судебной практике имеется и противоположный подход к решению таких налоговых споров. Некоторые суды выносят решения в пользу организаций, обосновывая свою позицию следующим образом. Из положений пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования. Напротив, по смыслу данной нормы такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Из буквального толкования данной нормы следует, что ставка земельного налога устанавливается применительно к видам земельных участков, а не категориям налогоплательщиков, в собственности которых находятся земельные участки (в рассматриваемом случае — земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для дачного строительства).
Легального определения понятия «земельный участок, приобретенный (предоставленный) для дачного хозяйства (строительства)», в НК РФ не имеется, и на основании п. 1 ст. 11 НК РФ его следует использовать в значении, установленном в земельном законодательстве, как регулирующем отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (ст. 3 ЗК РФ).
При этом следует учитывать, что п. 2 ст. 394 НК РФ предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок лишь в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 НК РФ с учетом этих двух критериев.
Соответственно, ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.
При указании в правоустанавливающих документах на земельный участок определенного вида его разрешенного использования не представляется возможным ставить под сомнение возможность применения такого разрешенного использования в целях налогообложения в зависимости от субъекта права в отсутствие соответствующего прямого указания в налоговом законодательстве.
Подобный подход представлен, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу № А41-46126/12 (оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 25.09.2013 по делу № А41-46126/12). Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях ФАС МО от 12.02.2010 N КА-А41/553-10, от 17.02.2010 N КА-А41/556-10, от 23.03.2011 N КА-А41/958-11.
Однако Минфин эту точку зрения не разделяет. Как было сказано выше, целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Соответственно, если организация использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%. Еще раз подчеркнем, что это мнение было неоднократно поддержано на уровне определений ВАС.
А.В.Сорокин
Начальник
отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Подписано в печать
05.09.2014
Сорокин А.В. Вопрос-ответ // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 9. С. 24 — 26.

Posted in Наши риелторские услуги.