Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2014 по делу N А32-9703/2014

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А32-9703/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании представителей истца — открытого акционерного общества Санаторий «Красная Талка» (ИНН 2304031212, ОГРН 1022300773351), ответчика — федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014 (судья Сумин Д.П.) по делу N А32-9703/2014, установил следующее.
Открытое акционерное общество Санаторий «Красная Талка» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю (далее — учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 13 273 кв. м с кадастровым номером 23:40:0402024:9, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Мира, 38, (далее — земельный участок) равной его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее — администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее — управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014, исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка на основании представленных обществом отчета независимого оценщика и экспертного заключения установлена равной 43 488 719 рублям 04 копейкам. Суд посчитал, что общество, как лицо, которому принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе требовать внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости.
Администрация обжаловала судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Заявитель кассационной жалобы настаивает на недоказанности нарушений действующего законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земель, максимальной приближенности кадастровой стоимости земельного участка к его рыночной стоимости, нарушении норм законодательства об оценке при подготовке отчета об оценке и нарушении интересов администрации как администратора доходов муниципального бюджета.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно и судами установлено, что земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт N 408000372). Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 21.04.2014 N 2343/12/14-339082 кадастровая стоимость земельного участка составляет 95 951 313 рублей 38 копеек. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007. Представитель истца в подтверждение разницы величины кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной, представил подготовленный независимым оценщиком отчет от 20.03.2014 N А-0011/14 об определении рыночной стоимости земельного участка (далее — отчет об оценке), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 43 488 719 рублей 04 копейки. В подтверждение достоверности отчета об оценке представлено экспертное заключение от 25.04.2014 N 290/03-14.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 167-ФЗ; далее — Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовые подходы, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, может быть определена посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ). Закон N 135-ФЗ прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) в Закон N 135-ФЗ включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае прилагаются отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Оценив представленные в дело доказательства, в том числе отчет об оценке и экспертное заключение о достоверности данного отчета, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационный суд проверяет законность судебного акта, принятого судом первой инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014 по делу N А32-9703/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2014 по делу N А32-9703/2014.

Posted in Наши риелторские услуги.