Общая часть генеральной схемы озеленения Краснодара

Генеральная схема озеленения муниципального образования город Краснодар
1. Общая часть

Генеральная схема озеленения муниципального образования город Краснодар разработана на основе:
исходных данных заказчика:
задание на проектирование;
кадастровые данные;
схемы границ поселений;
материалы генплана г. Краснодара, утвержденного в 2004 году;
обосновывающих данных:
исходные данные и анализ современного состояния и использования территорий, занятых зелеными насаждениями, полученные на основе натурного обследования и ранее выполненных проектов озеленения отдельных территорий, данные, представленные эксплуатирующими организациями, администрацией внутригородских округов и сельских администраций;
целевая программа Зеленый пояс и цветочный наряд Краснодара на 2007 — 2010 годы, принятая решением городской Думы г. Краснодара 27.02.2007г. №20, п.7. Проект разработан на основе градостроительного кодекса РФ и действующих нормативных документов. Система сложившихся озелененных территорий современного города выполняет важные функции:
оздоровление городского воздушного бассейна;
улучшение микроклимата города, водоохранное, средозащитное, эстетическое. Формируются садово-парковые архитектурно-ландшафтные ансамбли в сочетании с окружающей застройкой;
создаются благоприятные условия для массового отдыха населения. Большое значение зеленых насаждений как декоративного и эстетического фактора для формирования окружающей среды. Деревья, кустарники, цветы украшают улицы, площади, жилые районы, органически дополняют архитектуру зданий и сооружений, помогают формировать привлекательный внешний облик населенных пунктов. Генеральная схема озеленения МО г. Краснодар разработана на основе генерального плана города, утвержденного в 2004 году, рассматривает озеленение, как взаимосвязанную систему озелененных территорий города и сельских поселений в структуре природного комплекса муниципального образования и агломерации. В составе генплана разработаны предложения по формированию зеленого каркаса, схема ландшафтного зонирования природного комплекса, схема рекреационных ресурсов, являющиеся основой для генеральной схемы озеленения. Генеральная схема озеленения МО г. Краснодар разрабатывается в границах муниципального образования на территории 84 000 га. Проект состоит из комплексной генеральной схемы озеленения в муниципальных границах, схемы озеленения г. Краснодара, схемы озеленения сельских поселений, схемы озеленения зеленого пояса. Согласно заданию на проектирование разработана генеральная схема озеленения на существующее население около 790 000 чел., которая определена как первая очередь зеленого строительства. Для определения перспективного озеленения с учетом развития функциональных зон в пределах МО г. Краснодар и обоснования размещения озеленения I очереди разработаны схемы перспективного направления развития озеленения, увязанные с генеральным планом 2004 г. с учетом корректировки зонирования и границ поселений за период 2004 — 2008 г. по данным, представленным заказчиком. В проекте в комплексе с генеральной схемой озеленения рассматривается размещение открытых спортивных зон на основе расчетов потребности территории. Озеленение — важная составная часть по поддержанию устойчивости природной среды в поселениях. Природная среда в поселении городского и сельского типа во многом определяет комфорт проживания его населения, влияет на ее территориальное зонирование. Состояние компонентов природы — надежный индикатор состояния и качества городской среды. Природа, находясь под антропогенным прессом, способна восстанавливаться, возрождая тем самым себя и защищая человека. Город Краснодар — особая экосистема. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение естественной растительности создают основу для формирования в нем природного экологического каркаса и функционального зонирования. Зеленые клинья идут от границ города к его центру через сеть бульваров, садов и скверов, лесополосы, придорожное озеленение. Их основанием служат парки, являющиеся продолжением лесопарков и лесов зеленого пояса. Все пространство вокруг города пронизано лучами расселения, сложившимися вдоль транспортных магистралей, промежутки между которыми должны заполняться зелеными структурами с соответствующими буферными зонами в комплексе с сельскохозяйственными угодьями. Зеленые зоны города и сельского населенного пункта выполняют две основные функции — экологическую и рекреационную. Экологическая функция («зеленые легкие») служит оздоровлению и очищению городской среды (продуцирование кислорода и фитонцидов, поглощение и осаждение вредных газообразных и пылевидных выбросов, снижение уровня загрязнения в приземном слое воздуха, защита от вредного шумового воздействия, формирование и смягчение микроклиматических условий, берегозащита и защита сельскохозяйственных угодий от эрозии, сохранение природных ландшафтов, местной флоры и фауны), рекреационная функция состоит в обеспечении площадей, наиболее подходящих для рекреационного использования, связанных, прежде всего, с водоемами. Обе эти функции одинаково важны и дополняют друг друга. Важным дополнением зеленых зон являются водные поверхности, выполняющие, вместе с зелеными зонами, экологические и рекреационные функции для южного города. Для полноценного исполнения этих функций зеленой зоны необходимо сохранение природных территорий, где поддерживается экологическое равновесие, гармоничное развитие фауны и флоры, проведение научных исследований. Устойчивое развитее городской и поселковой территории возможно только при максимальном разнообразии в видовом и ландшафтном отношении, поэтому следует ориентироваться как на видовое разнообразие растений (в первую очередь деревьев), так и на различные формы озеленения:
вертикальное и террасное озеленение:
озеленение крыш, балконов и гаражей, развитие газонов, кустарников, цветников, природной и рудеральной растительности, ветрозащитных зон и т.д. Генеральным планом развития города Краснодара, утвержденным в 2004г., определены следующие основные направления развития природной зеленой зоны:
-территориальное развитие зеленой зоны за счет резервных территорий (в основном земель сельскохозяйственного использования, в первую очередь непригодных для сельского хозяйства) до нормативной величины;
-сохранение и восстановление непрерывности зеленой зоны за счет долин малых рек, вдоль мелиоративных и осушительных каналов, бульваров и территорий — зеленых связок (таких, как заболоченные территории, сады, лесополосы и др.);
-поддержание территориальной связи зеленой зоны города и пригородов за счет сельскохозяйственных ландшафтов;
-формирование системы особо охраняемых природных территорий путем слияния, объединения и изменения статуса мелких или разрозненных природных участков (или близких к природным);
формирование системы городских и пригородных рекреационных зон;
-расширение зеленой зоны за счет реорганизации промышленнокоммунальных зон, обеспечение приоритета общегородских функций природного комплекса (средозащитных, средоформирующих, оздоровительных и природоохранных), — установление границ и специальных регламентов использования территорий зеленой зоны;
-сохранение и повышение экологической эффективности территорий природного комплекса при всех видах использования. В рамках этих направлений определяются основные задачи озеленения на территории в пределах границы города и поселков:
сохранение целостности природного комплекса города и его окрестностей в муниципальных границах, установление правовых режимов использования для различных типов зеленой зоны, сохранение всех существующих зеленых зон и восстановление пространственной непрерывности природного комплекса, Стратегическими задачами в рамках природного комплекса, согласно генплану, являются:
территориальное развитие природного комплекса за счет резервных (компенсационных) территорий до нормативной площади;
-поддержание территориальной связи природного комплекса города и пригородной зоны за счет сельскохозяйственных и пригородных ландшафтов;
-формирование развитой системы городских и пригородных рекреационных зон, снижающих нагрузку на основные существующие территории природного комплекса;
На урбанизированной территории города и поселков задачи по поддержанию зеленой зоны состоят в сохранении целостности природного комплекса города и его окрестностей, установлении правовых режимов природопользования для различных видов территорий, сохранении всех существующих территорий природного комплекса и восстановлении его непрерывности, повышении его разнообразия. Формирование зеленой зоны должно производиться с учетом микроклиматических условий среды проживания, необходимости аэрации застройки в условиях жаркого континентального климата, необходимости защиты городской и поселковой среды от перегрева, суховеев, преобладающих холодных северо-восточных ветров, проведения работ по водоотводу на больших территориях, укрепления берегов рек и каналов зелеными посадками, озеленение жилых дворов и приусадебных участков с учетом формирования современного дизайна города и поселков. Анализ исходных данных существующей зеленой зоны МО г. Краснодар свидетельствуют о значительном дефиците бульварно-парковой зоны в сравнении с действующими нормативами. В то же время имеются значительные территории, занимаемые интегральной зеленой зоной (резервные территории развития зеленой зоны), показывают наличие значительного территориального ресурса для развития зелени общественного использования. Качественное состояние озеленения в пределах МО г. Краснодар в основном неудовлетворительно. Зеленая территория парков и бульваров неуклонно сокращается, деревья и кустарники вырубаются зачастую практически без компенсационных посадок. Видовой состав и ассортимент насаждений беден. Не установлен регламент использования охраняемых природных территорий. Размер совокупной зеленой зоны города с учетом внешнего зеленого пояса согласно ГОСТ 17.53.01-78 при населении города 0,5-1 млн. чел. и лесистости <3% (соответственно условиям г. Краснодара) составляет 250 м2/чел., или около 19 000 га. Совокупная зеленая зона города на современном этапе составляет 6830 га, из них лесов (включая ведомственные леса и лесной фонд в черте города) 756 га, виноградники и ягодники 1097 га, полезащитные лесные полосы 1270 га, коллективные сады и огороды 3700га. Для соответствия нормативному значению необходимо на территории внешнего зеленого пояса дополнительно озеленить около 12000га. На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов следует формировать охраняемые природные территории. При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами. Площадь территории новых парков, садов и скверов следует принимать не менее:
городских парков 15 га, парков планировочных районов 10 га, садов жилых районов 3 га, скверов 0.5 га (в условиях реконструкции города площадь скверов может быть уменьшена). В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70% . Устойчивыми следует считать только такие парки и лесопарки, в которых проводится принцип функционального зонирования территории. Наиболее распространенным является трехчленное зонирование, предусматривающее зону активного использования, буферную зону и природную зону (зону ограниченного использования). При строительстве парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования раздела 8 «Инженерная подготовка и защита территории» СНиП 2.07.01-89* (учет прогноза инженерно-геологических условий, максимальное сохранение естественных условий местности, отвод поверхностных вод, понижение высокого уровня грунтовых вод, пригрузка из минеральными грунтами, защита от затопления паводковыми водами, максимальное сохранение леса и растительности, противооползневое и антиэрозионное упорядочение поверхностного стока). Пригородные зеленые зоны городских округов и поселений формируются как целостная непрерывная система территорий за пределами границ городских округов и поселений, выполняющая средозащитные, экологические, санитарно-защитные и рекреационные функции, в границах которых запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. Согласно, пока рекомендательно, разрабатываемому проекту «Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края», 2007г., при формировании пригородных зеленых зон и открытых пространств, в том числе сельскохозяйственных, их площадь рекомендуется принимать 40 га/тыс. чел. При населении 790 000 чел. это составит около 36 000 га. По данному проекту пригородные зеленые зоны и открытые сельскохозяйственные пространства составили 38242 га. Пригородные зеленые зоны округов и поселений МО г. Краснодар следует относить к зонам охраняемых природных территорий, в том числе сельскохозяйстве иные. При обследовании зеленых зон общественного пользования фиксировалась степень запечатанности территории — заасфальтированные, забетонированные и застроенные площади. Степень запечатанности — важный критерий качества бульварно-парковой зоны. Согласно СНиП 2.07.01.89* п.4. в пределах ландшафтно-рекреационных территорий покрытие площадок и дорожнопрогулочной сети следует производить из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях. Практика садово-паркового хозяйства за рубежом показывает, что в лучших парках степень запечатанности не превышает 10-15% (причем асфальт и бетон практически не применяются), большую часть площади занимает зеленый газон, дополняемый разнообразной древесно-кустарниковой растительностью. В г. Краснодаре запечатанность зеленой площади общего пользования составляет, по результатам проведенных исследований, в среднем 25%, поэтому при реконструкции существующих зеленых территорий общественного ис2.
Проектное решение. Генеральная схема озеленения муниципального образования г. Краснодар.

Posted in Зелёные зоны Краснодара.